ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИХ БЛАГОПОЛУЧНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ
педагог - психолог МАДОУ №15 Жих Ирина Сергеевна
Процесс развития ребенка протекает не плавно и гладко, а как бы рывками и скачками. В эти моменты меняется ситуация развития и наступает кризисы.
Собственные возможности , способности и умения детей непрерывно увеличиваются, растут. А родители и другие члены семьи видят детей с позиции дня вчерашнего, с точки зрения того, что умели, хотели, любили они раньше, и в соответствии с этим строят свои отношения с ними. Пока ребенок мал, он целиком зависит от взрослых, через них взаимодействует с миром, познает его, удовлетворяет свои потребности. Но по мере взросления, ведущая, определяющая роль взрослых отходит на второй план. Все большее число действий может быть выполнено ребенком без участия и помощи других людей. Но самым близким часто кажется, что их ребенок остается тем же и все так же нуждается в опеке и помощи. Так в ходе развития возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их с взрослыми. Они порождены инертностью восприятия и мышления, неистребимой верой родителей в то, что они всегда останутся нужными своим детям. А детский протест против навязываемой опеки вызывает у них чувство обиды и непонимания. Разрешение возникающих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными по той причине, что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты, например повышенная капризность, своеволие, негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, иногда деспотизм и ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в общении и взаимодействии с ребенком, в уходе за ним, его воспитании.
Однако в большинстве случаев трудности эти носят временный характер. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, предоставляют ему большую самостоятельность, устанавливают новые требования, негативные формы поведения исчезают.
Термин «кризис трех лет» - название достаточно условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и в три с половиной, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Дети по-прежнему нуждаются в нас, взрослых и все же начинают протестовать против тотального диктата.
С наступлением кризиса трех лет дети осознают, что взрослые не всегда верно понимают их желания и далеко не всегда точно их осуществляют. Слишком многое так и остается непонятным и неосуществимым. И тогда они принимают решение сами, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы.
Естественно, что дети не ставят в известность взрослых об этом своем решении, оно проявляется лишь в действиях и поступках. С этого момента в их поведении появляется упрямство, непокорность, резкий негативизм. Своими действиями малыши как бы заявляют: «Это вы хотели, вы решили, вам надо, а не мне!» Многие родители пытаются преодолеть бунт – протест уговорами или сломить его силовым нажимом. Однако это не дает желаемого результата.
Положительный момент кризиса трех лет – появление самосознания детей. Именно поэтому его еще называют кризисом «Я сам». Чтобы поскорее избавиться от нежелательных проявлений кризиса, нужно постараться изменить свою позицию: бунт и капризы в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее – то и нужно предложить детям в качестве замены протеста.
В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства, превращают его в целенаправленность ребенком своих игровых действий, дает взрослым возможность увидеть себя со стороны и во время скорректировать собственное поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному и личностному развитию малышей. Ведь в ней помимо предметных действий воспроизводятся социальные отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет жизни детей.
Если взрослые своевременно отказываются от жесткого диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то негативные проявления кризиса быстро сходят на нет.
Стоит лишь проявить уважение к стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается оправдать все ожидания, стараясь, стать истинным помощником взрослым.
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом.
Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания.